МАССАЖ АКТИВНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТОЧЕК ПО МЕТОДИКЕ А.А. УМАНСКОЙ
Для лечения острых респираторных заболеваний и профилактики осложнений рекомендуется использовать методику точечно – зонального массажа (каждая зона охватывает площадь 2 – 2,5 кв. см), разработанную врачом А.А.Уманской. Методика точечного массажа А.А.Уманской поможет более чем в 3 раза сократить продолжительность болезни, облегчит её протекание, а то и предотвратит развитие болезни.
При этом массаже указательным или средним пальцем оказывается воздействие на соответствующие парные зоны одновременно (пальцами обеих рук), сначала путём надавливания с последующими круговыми движениями (как бы ввинчивая «шуруп») по 9 – 10 раз в одну сторону, затем столько же – в другую
В профилактических целях массаж А.А.Уманской следует проводить во время утренней зарядки, затрачивая по 5 секунд на каждую зону (с 3-мя вращениями в секунду). Чувство острой болезненности в массируемой зоне может свидетельствовать о неблагополучии в организме и необходимости последующих сеансов массажа этой зоны (каждые 30 – 40 минут) до снятия этой болезненности. При кашле, насморке головных и суставных болях весь комплекс массажа надо повторять ежечастно и урежать по мере ослабления симптомов болезни. Данный массаж может в полной мере сочетаться с физиотерапевтическими процедурами, за счёт чего лечебное воздействие всего комплекса принимаемых мер даст наибольшую эффективность.
Разностороннее общеукрепляющее воздействие оказывает массаж ушных раковин и стоп, которые изобилуют скоплением АБТ. Так, например, загибание ушей вперёд с прижимом их к голове и резким отпусканием (с хлопком) способствует общему укреплению здоровья, а разминание козелка очень благоприятно воздействует на носоглотку и противодействует простудным заболеваниям.
Большое внимание в нашем ДУ уделяется именно этой методике благодаря простоте её изучения и применения на практике, а так же несомненной эффективности в профилактике заболеваемости. Методике с большим удовольствием практически обучаются и родители наших воспитанников на практических семинарах и заседаниях родительского клуба. Многие затем применяют её дома для профилактики и лечения часто болеющих детей и других членов своей семьи.
Профилактика плоскостопия.
1. Ходьба на носках, сохраняя правильную осанку в среднем темпе 1 – 3 мин.
2. Ходьба на носках по наклонной плоскости – медленно, повторить 5-10 раз.
3. Ходьба с разным положением стоп – на внешней стороне стопы, со сведёнными
носками ног, пятки раздвинуты, с сильно развёрнутыми носками ног.
4. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь поднять выше ноги.
5. Ходьба босиком по различным видам поверхности (в том числе и влажной – при
закаливании): ребристые доски, камушки, пуговицы, различные дорожки, по
гимнастической палке, толстому шнуру и т. д.
6. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
7. Ходьба перекатом с пятки на носок. Туловище прямо.
8. Катать палку (цилиндр) ступнёй вперёд – назад.
9. Приподняться на носки и опуститься на всю стопу.
10. Подняться на носки и приседать, держась за опору.
11. Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в колене.
12. «Большой и маленький» – ребёнок приседает, опираясь руками о колени, выпрямиться, поднять голову и руки вверх ладонями внутрь, смотрит вверх, поднимается на носки.
13. Сгибание и разгибание стоп в положении «сидя» на стуле, в среднем темпе – повторить 10-30 раз.
14. Из положения сидя, упор руками сзади или сидя на стульчике:
- Захватывать пальцами ног предметы (палочки, кубики, пробки, камушки), перекладывать их пальцами ног.
- Предыдущее упражнение можно совмещать с закаливающими процедурами после сна, вылавлива пальцами ног предметы из тазика с водой и перекладывая в пустой.
- Захватить пальцами ног фломастер или карандаш и, крепко его удерживая, попытаться обвести любой предмет на бумаге.
- Захватывать внутренними сводами стоп предметы покрупнее – кеглю, мяч, подтянуть к себе, передать рядом сидящему.
15. Общий массаж стоп: лёгкое поглаживание подошв по направлению от пятки к пальцам, затем выполнить похлопывание и сильное растирание всей стопы, завершить катанием стопой (вперёд – назад) круглой палки. Продолжительностью около 5 минут.
16. «Босоножье».
Группа |
Виды ходьбы и дозировка |
|||
Тёплый период |
Время |
Холодный период |
Время |
|
I мл. группы |
Ходьба и бег по одеялу и полу в группе |
5 – 30 мин. |
Ходьба и бег по ковру в носках |
5 – 30 мин.
|
II мл. группы |
Ходьба и бег по тёплому песку, траве |
5 – 45 мин. |
Ходьба по ковру босиком |
5 – 30 мин. |
Ср. группы |
Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве, асфальту |
5 – 60 мин. |
Ходьба по ковру босиком и в носках по полу. Бег по полу босиком |
5 – 30 мин. |
Ст. группы |
Ходьба и бег по земле, воде, асфальту |
5 – 90 мин. |
Ходьба и бег босиком по групповому полу |
5 – 30 мин. |
Закаливание.
Основные принципы реализации системы эффективного закаливания при работе с ослабленными детьми:
• осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;
• интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно;
• перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам (необходим учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста и чувствительности к закаливанию);
• недопустимо проведение закаливания при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций 9плача, страха, беспокойства);
• закаливание ослабленных детей нужно вести с ещё большей постепенностью и осмотрительностью, чем здоровых, меры закаливания должны быть ещё более индивидуализированы.
Наиболее эффективными являются нетрадиционные методы закаливания: Л.Ф. Бережкова, Б.С. Толкачёва, Ю.Ф. Змановского, Г.Н. Сперанского и других. Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется также и тепло. Создавая модель воздействия «тепло – ходод», можно рассчитывать на выработку быстрых целесообразных терморегулирующих реакций у ослабленных детей. Традиционные методы закаливания немного менее эффективны по сравнению с контрастными и применяются в качестве начальных процедур в ДУ.
Закаливающие воздушные ванны для тела. Закаливание проводится в помещении при температуре воздуха 18 – 20 С.
Способы закаливания:
1. Дети ежедневно в любое время года 15 – 20 мин. Играют (в одних трусиках) в простые игры «Я на солнышке лежу», «Загораю».
2. Сухое растирание салфеткой или специальной рукавицей рук, ног, плеч, груди самим ребёнком.
3. Растирание раздетого ребёнка сухой салфеткойс лёгким пощипыванием кожи и похлопыванием.
4. Игра «Я – массажист»: дети попарно делают друг другу массаж спины, «рисуя» контуры железнодорожного пути и приговаривая: « Рельсы – рельсы, шпалы – шпалы …»
5. Влажное растирание. Раздетого ребёнка быстро растирают влажным тёплым полотенцем и предлагают 10 мин. быстро побегать «Догонялки», «Салочки». Через 10 мин. процедуру повторить , затем ребёнка растереть сухим полотенцем.
Контрастные ванночки для рук и ног.
Способы закаливания:
1. Ребёнку предлагается постоять в горячей воде (36 С) 7 – 8 сек. Затем он переходит на 3 – 4 сек. В ванночку с прохладной водой (18 С). затем процедура повторяется, после чего ноги протираются досуха и делается индивидуальный массаж пальцев ног и стоп ребёнком (растирание, пощипывание, похлопывание с пожеланием: «будь здоровым, крепким, сильным». Постепенно температура холодной воды понижается.
2. В группу в маленьком ведре вносится снег (зимой) или охлаждённая вода (летом). Дети снегом (водой) растирают руки до ощущения сильного тепла, после чего руки ополаскиваются тёплой водой и протираются сухим полотенцем.
Закаливание носоглотки . Полоскание рта и горла.
Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах. Каждому ребёнку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому всё подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные» слова:
Я хороший, добрый ребёнок.
Всем детям в группе я желаю здоровья.
Пусть все будут добрыми и красивыми,
Милыми и счастливыми.
Дети «колдуют» над бокалом с водой и добавляют: «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров.» Дети полощут рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а…а…а», подняв голову, полощут горло.
Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушений осанки
У дошкольников развитие костно – мышечной системы ещё не завершено и во многом состоит из хрящевой ткани, мышцы удерживающие тело в вертикальном положении, не получают должного развития, а потому наиболее подвержены возможности нарушения при неправильном положении тела.
Различают два вида осанки:
Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций тела, но и физической выносливостью ребёнка.
Для патологической осанки характерно следующее: «отстающие» лопатки, сведённые плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость, сколиоз.
Комплексы упражнений, формирующих правильную осанку.
Упражнения выполняются стоя:
1. Круговые вращения руками, приставленными к плечам, вперёд – назад.
2. Руки перед грудью. С напряжением, рывками разводим руки в стороны, вверх, вниз.
3. Руки вдоль тела. Медленно поднимаем руки вперёд и вверх, сцепив их в замок над головой, поднимаемся на носочки и прогибаем спину.
4. Руки в стороны. Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъёмом рук вверх (носок тянем, спина прямая).
5. Активное вытяжение, спина прямая, руки над головой в замке. Ходьба на носках с прямой спиной.
6. Спокойно, медленно, плавно на вдохе поднимаем руки вверх. На выдохе плавно опускаем руки через стороны вниз.
Упражнения сидя на коленях:
1. Сидя на пятках, руки на коленях. Встать на колени. С непряжением, рывком поднимаем обе прямые руки – и опускаемся.
2. Сидя на пятках. Встаём на колени, руки поднимаем медленно, с напряжением, отклоняя туловище назад.
3. Сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе опускаем
Упражнения лёжа на спине (с мячиком):
1. Лёжа на полу, руки вдоль тела, спина, затылок плотно прижаты к полу, в руках маленькие мячи. Медленно на вдохе поднимаем через стороны руки (скользят по полу) с мячами вверх и обратно.
2. Лёжа на спине. С напряжением поднимаем руки с мячами вперёд вверх, и обратно.
3. Лёжа на спине, руки с мячами на ширине плеч, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку с мячом кладём на грудь, левую на живот. При выдохе возвращаемся в исходное положение.
Аэробика и ритмическая гимнастика.
Музыкально – ритмические упражнения способствуют не только физическому, но и эмоционально - художественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту движений. Ритмическая гимнастика уникальна: здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов, весёлая музыка и яркая одежда. Всё это создаёт положительные эмоции. Взрослые должны научить детей простейшим движениям ритмической гимнастики, делать это легко и без напряжения.
Выполняя упражнения необходимо соблюдать правила безопасности: ребёнка не следует держать при подъёмах только за кисти, так как костно – мышечный аппарат детского запястья ещё недостаточно сформирован, лучше ребёнка держать за бёдра или предплечья; следует предохранять позвоночник от неправильного прогиба, а голову – от удара или неправильного поворота. Каждый раз надо исходить из реальных возможностей ребёнка выполнить данное упражнение.