СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи - это форма организации образовательного процесса по специальной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи в учреждении дошкольного образования.
Обучение и воспитание в специальных группах осуществляются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, иными актами законодательства Республики Беларусь.
Зачисление обучающихся в группу для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется на основании:
-заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
-заявления законного представителя обучающегося.
Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, социальная адаптация и интеграция детей в общество. Особое внимание уделяется развитию речи как средства общения, коррекции общего и речевого поведения, нормализации регуляторной деятельности детей.
Наполняемость групп определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании и составляет для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 3 до 8 лет – 12 воспитанников.
Задача, которую решает учитель–дефектолог (учитель-логопед) группы -формирование правильной речи детей, как полноценного средства общения. Задача решается в преемственности с воспитателями группы. Учитель–дефектолог (учитель-логопед) проводит следующие виды занятий:
-формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;
-формирование произносительной стороны речи;
-обучение грамоте (старший дошкольный возраст).
В зависимости от периода обучения количество занятий меняется. В процессе обучения используются различные формы организации занятий: индивидуальные, подгрупповые. Ежедневное количество занятий, их продолжительность определяются расписанием занятий, которое составляется с учётом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования.
Группа интегрированногобучения и воспитания
Группа интегрированного обучения и воспитания – это форма организации образовательного процесса, при которой дети с особенностями психофизического развития обучаются по соответствующим нарушению развития образовательным программам в одной группе с нормально развивающимися сверстниками в условиях дошкольного учреждения.
Организация образовательного процесса в группах интегрированного обучения и воспитания осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об Образовании (статья 15), постановление Министерства Республики Беларусь от 25.07.2011 №136 "Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них.
Зачисление ребенка в дошкольную группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется на основе следующих документов:
-заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
-заявления законного представителя обучающегося.
Для реализации программ специального образования может быть организовано обучение в интегрированной группе следующих категорий лиц с особенностями психофизического развития:
- с тяжелыми нарушениями речи,
- с трудностями в обучении,
- с нарушениями зрения,
- с нарушением слуха,
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,
- с интеллектуальной недостаточностью.
В группе интегрированного обучения и воспитания деятельность каждого специалиста имеет свою специфику.
Учитель–дефектолог проводит углубленное обследование детей с особенностями психофизического развития и определяет план коррекционно–развивающей работы с каждым ребенком. Реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Коррекционно-педагогические занятия учителем-дефектологом проводятся в отдельном специально оборудованном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, оснащенном коррекционно-развивающим оборудованием, необходимыми средствами обучения и учебной литературой.
Воспитатель планирует и проводит образовательную и оздоровительную работу на основе изучения индивидуальных особенностей, способностей и склонностей детей.
Занятия с воспитанниками с особенностями психофизического развития проводятся с 1 сентября по 31 мая текущего учебного года.